Неизлечимый вирус творчества

Неизлечимый вирус творчества

Автор этой статьи — Пол Джарвис. Пол — успешный веб-дизайнер, работавший с такими известными компаниями как Microsoft, Yahoo и MTV. Писатель, автор нескольких книг и статей для Forbes, Inc и Newsweek. Создатель курса Creative Class, в котором приняло участие более 1600 фрилансеров самых разных профессий.

 

На протяжении своей карьеры мне довелось побывать журналистом, публикующим статьи в изданиях для деловых людей; веб-дизайнером, создающим сайты для стартапов из Кремниевой долины и компаний из списка Fortune 500; фотографом, снимающим природу; создателем учебного курса для фрилансеров; музыкантом, гастролирующим в составе своей музыкальной группы (и совладельцем собственного звукозаписывающего лейбла); основателем стартапа, потерпевшим неудачу (дважды); ведущим подкаста; автором пяти бестселлеров, которые я издал самостоятельно и, в течение нескольких недель в начале 2000-х, создателем и продавцом иконок для стоков (они были очень сильно пикселизированы, тогда это было в моде).

 

Всем этим я начал и продолжаю заниматься самостоятельно и независимо.

 

Но все должно было быть по-другому. Я поступил в университет в Торонто и планировал получить высшее образование и найти стабильную работу с регулярным доходом. Спустя почти двадцать лет после того, как я бросил учебу, я работаю на себя и содержу семью, благодаря тому, что создаю сам. Все как-то наладилось, и мне удалось создать жизнь, которую можно считать в равной степени неизвестной/непредсказуемой/пугающей, но при этом комфортной и стабильной.

 

Такая жизнь не входила в мои планы. Сначала я решил, что образование поможет мне построить взрослую жизнь, о которой я мечтал. Бросив университет, я думал, что работа на кого-то другого — это именно то, что мне нужно. После того как я уволился со своей первой и единственной работы на должности креативного директора рекламного агентства, я понял, что до той самой секунды я воплощал чьи-то чужие желания, а не свои.

 

Я поддерживал их проекты, их видение.

 

День, когда я уволился с работы, стал днем, когда я понял, что только я несу ответственность за то, что я предлагаю миру. Поэтому результаты моей работы должны быть такими, чтобы мне не стыдно было поставить под ними свое имя.

 

С тех пор у меня было так много "работ", что я даже не знаю, кем мне себя считать. У меня слишком много увлечений, слишком много проектов, слишком много отклонений от курса.

 

Единственное определение, которое хоть как-то ко мне применимо — это "фрилансер, занимающийся творчеством".

 

Когда ваша работа связана с творчеством, ее невозможно отделить от остальной жизни. Все перемешано между собой. Как правило, это прекрасно, но иногда такое положение вещей добавляет стресса. Ваша жизнь не делится на маленькие аккуратные кучки, как еда на тарелке в армейской столовой. Она скорее напоминает порцию ароматного веганского жаркого. Общий результат — это нечто большее и лучшее, чем просто сумма отдельных ингредиентов. Даже то, как я общаюсь с людьми, стирает границы между работой и жизнью. Я считаю друзьями большинство своих клиентов, а с большинством своих друзей я когда-то работал над совместным проектом, или кто-то из нас нанимал другого.

 

Творческая энергия напоминает вирус. Вы заболеваете постепенно, иногда вы даже этого не чувствуете, или не понимаете, откуда это взялось (скорее всего, вы подцепили что-то в общественном транспорте…). Со временем вы начинаете видеть знаки и симптомы. Но теперь уже слишком поздно: вас тянет создавать новое. Вы мечтаете сделать что-то, что будет больше, чем вы сами, и чувствуете неудовлетворенность жизнью, если в ней нет новых идей, которые одновременно привлекают и пугают вас.

 

В день, когда я бросил университет, декан моего факультета пригласил меня на беседу, чтобы обсудить, мое будущее. На самом деле, поскольку я уже принял решение забрать документы, он хотел в последний раз рассказать мне о том, почему мне не стоит бросать ВУЗ, в который я с таким трудом поступил.

 

Он погрозил мне пальцем и сказал, что произойдет две вещи. Во-первых, я пожалею о том, что бросил университет ради того, чтобы заниматься творческой работой: "На этом денег не заработаешь, по крайней мере, настоящих денег," сказал он.

 

Во-вторых, я вернусь, как только я пойму, что совершил ошибку, и мне обязательно будет жаль потерянного времени. Забавно, но я не помню, чтобы я хоть что-то сказал в защиту своей позиции во время этого разговора. Но я точно помню, что я быстро встал и вышел из кабинета.

 

Этот разговор меня напугал, потому что я был молод, и у меня не было уверенности ни в себе, ни в своем будущем.

 

К счастью, я понял, что я могу действовать несмотря на свои страхи. Я могу бояться до потери пульса, но продолжать творить. Двадцать лет спустя я с уверенностью могу сказать, что страх, знакомый тем, кто занимается творчеством, никогда по-настоящему не уходит. Он всегда рядом. Иногда это тихий шепот, доносящийся откуда-то издалека, а иногда он заявляет о себе настолько громко, что я не слышу ничего другого, и просто двигаюсь вперед под ритм, бьющий в мои барабанные перепонки. Каждый творческий человек справляется со своим страхом по-своему. Нас объединяет лишь одно: мы все слышим этот голос внутри нас, но находим способ сделать так, чтобы наша работа говорила громче, чем он.

 

Быть фрилансером и заниматься творчеством — это не просто работа. Это даже не сочетание нескольких профессий в одном человеке. Это добровольно принятое на себя обязательство создавать — взять что-то, что вы видите в окружающем вас мире, и превратить это в нечто другое и уникальное.

 

Мы берем модели, ингредиенты и разные красивые (или не очень) вещи и используем их для создания новых дизайнов, фотографий, книг и блюд. Наш мозг не перестает работать, когда мы уходим с работы. Именно поэтому наши записные книжки или пленка в камере постоянно заполняются чем-то новым. А самое главное, мы не гонимся за конкретными результатами, целями или финансовой выгодой.

 

Нам важен путь, процесс, ответ на вопрос "А что будет, если я…?"

 

Мы постоянно балансируем между признанием своих предыдущих достижений (даже самых небольших) и неутомимой работой над реализацией свой следующей идеи. Нет лавров, на которых мы могли бы почивать, нет наград, которые мы могли бы выставить на всеобщее обозрение. Мы не можем расслабиться и сказать: "Я достиг всего, чего хотел".

 

Вы создаете, потому что не можете не создавать. Это бесконечный процесс.

 

Невозможно стоять в стороне, потреблять продукты творчества других людей и ждать, когда вы будете "готовы" (этого не будет никогда, поверьте). Ваш разум постоянно выдает новые идеи и превращает их в осязаемые воплощения вас и вашего видения: книги, фотографии, картины, все перечисленное, постоянно, до бесконечности.

 

Я до сих пор иногда вспоминаю, тот день в офисе декана. Я думаю о жизни, которую мне удалось создать для себя, занимаясь творческой работой, и понимаю, что он был неправ. У меня нет желания поехать в университет, погрозить ему пальцем и сообщить, что он ошибся на мой счет. Я просто не перестаю поражаться, что мне это всё-таки удалось.

 

Я до сих пор не до конца понимаю, что я делаю, но мне однозначно нравится сам процесс.

 

Занимаясь творческой работой, мы получаем огромную отдачу и в то же время сталкиваемся с трудностями. Мы все черпаем вдохновение в разных вещах, но есть одна универсальная истина: мы не занимаемся творчеством, потому что это легко. Но когда вы достигнете конца пути и оглянетесь назад, вы поймете, что оно того стоило.

 

Вы готовы заболеть творчеством?

 

Оригинал этой статьи на английском языке вы можете прочитать, перейдя по ссылке.

 

Подпишитесь, чтобы получать похожие статьи каждый понедельник в свой почтовый ящик.

И не забудьте поделиться статьей, если она вам понравилась!