Пять самых невероятных психологических экспериментов и полезные уроки, которые мы можем из них извлечь, чтобы перестать жить как белка в колесе

Пять самых невероятных психологических экспериментов

и полезные уроки, которые мы можем из них извлечь, чтобы перестать жить как белка в колесе

Эта статья была написана профессором Тюбингенского университета Йоханнесом Москалюк специально для сайта Маркуса Церенака. Сайт Маркуса посвящен тому, как перестать жить, как белка в колесе, найти занятие по душе и стать счастливым.

 

Что интересного может узнать из этих экспериментов тот, кто не занимается всерьез наукой? Некоторые из них, как например, эксперимент Милгрэма (см. ниже), еще чего доброго заставят нас сомневаться в том, что в людях вообще есть что-то хорошее. Но что если эти опыты дадут нам возможность понять, как сложные ситуации влияют на людей, и учитывать это при работе над собой?

Да, может быть. Я представляю вашему вниманию пять самых невероятных психологических экспериментов. После описания каждого из них я объясню, какие полезные уроки мы можем из них извлечь. Ведь именно знание себя и своих сильных сторон поможет нам перестать жить, как белка в колесе.

 

Стэнфордский тюремный эксперимент

Когда: 1971 год

Что произошло: Вполне нормальных учеников средней школы в произвольном порядке поделили на две группы — охранников и заключенных. В рамках ролевой игры заключенных взяли под стражу и отвели в камеры. Им выдали специальную одежду и номера.

Эксперимент очень быстро вышел из под контроля. Охранники начали демонстрировать садистские наклонности, а заключенные испытывали эмоциональные срывы. Через шесть дней эксперимент пришлось прекратить досрочно (изначально он был рассчитан на две недели).

Вывод: Наши роли в значительной степени влияют на наше поведение. Мы ведем себя в соответствии с тем, что от нас ожидают, и прилежно продолжаем крутиться, как белка в колесе. Существует опасность, что в конце концов мы даже откажемся от ответственности за свои поступки. Являясь частью определенной группы, мы перестаем воспринимать себя всерьез как отдельную личность, и это снижает чувство ответственности за то, что мы делаем.

 

Мой совет: Подумайте о том, какие роли определяют ваше поведение, и решите, как именно вы будете вести себя в рамках этих ролей.

 

Роль и принадлежность к связанной с ней социальной группе (например, в данном случае группе охранников) требуют определенного поведения. В то же время, вы можете так изменить эту роль, чтобы она в большей степени соответствовала вашей личности.

 

Эксперимент Милгрэма

Когда: 1961 год

Что произошло: Испытуемым сообщили, что они принимают участие в обучающем эксперименте. Они выступали в роли учителей и должны были проверить, насколько хорошо ученики запомнили пары слов, которые они изучали до этого. При каждой ошибке учителя должны были нажимать на кнопку, в результате чего ученик получал удар током.

С каждой ошибкой напряжение увеличивалось на 15 вольт. Максимальное напряжение составляло 450 вольт. На самом деле, никаких ударов током не было, а ученик был актером, который делал вид, что ему становится все больнее с увеличением мощности электрических разрядов, и в какой-то момент требовал отпустить его. В конце концов, он прекращал как-либо реагировать на удары током и не подавал признаков жизни.

Если испытуемый начинал сомневаться в своих действиях, руководитель эксперимента приказывал ему продолжать.

Результаты оказались пугающими: 40% участников эксперимента, находившихся в одном помещении с учеником, дошли до максимального напряжения, несмотря на угрызения совести и сомнения в правильности своих действий. В ситуации, когда испытуемые не видели ученика, а могли лишь слышать его, 62,5% довели эксперимент до конца.

Вывод: Авторитеты сильно влияют на наше поведение. Мы стараемся придерживаться правил, угождать окружающим и подстраиваться под требования тех, кого мы уважаем. Это может иметь смысл и значение, когда, например, какое-либо правило защищает нас от опасности или приносит нам пользу. Но иногда мы заходим слишком далеко и подчиняемся там, где нам следует оказать сопротивление.

 

Мой совет: Ставьте авторитеты под сомнение и проверяйте, имеют ли указания и задания смысл.

 

Поймите: только вы решаете, что вам делать, и именно вы несете ответственность за свои действия. Только ВЫ можете сделать шаг для того, чтобы перестать быть белкой в колесе.

 

Эксперимент с ледяной водой

Когда: 2003 год

Что произошло: Участники эксперимента держали руку в ледяной воде в течение не более трех минут, и каждые 20 секунд они должны были сообщать, насколько сильную боль они испытывают в данный момент (ледяная вода — очень неприятная штука!).

При этом они были либо одни, либо с утешающим их другом, либо с утешающим их незнакомцем. В присутствии других людей боль была меньше, чем в одиночестве.

Вывод: То, что нас окружает, и социальная поддержка влияют на наше восприятие действительности и поведение. В присутствии другого человека нам легче переносить боль. Человек — существо социальное, мы всегда реагируем на других.

 

Мой совет: Окружайте себя людьми, которые хорошо на вас влияют.

 

Это поможет легче переносить неприятности и придумывать новые идеи, а также сделает вас более стойкими и здоровыми.

 

Эксперимент Либета

Когда: 1979 год

Что произошло: В ходе эксперимента в правой руке испытуемого измеряли мышечную активность с помощью электромиограммы. Одновременно с этим с помощью электроэнцефалограммы измерялась соответствующая мозговая деятельность в проекционной двигательной зоне коры головного мозга. Участники эксперимента должны были следить за движущейся по направлению движения часовой стрелки точкой и в какой-то момент двигать правой рукой.

При этом они должны были обращать внимание на положение точки в тот момент, когда они ощущали желание пошевелить рукой. Положение точки позволяло определить момент принятия решения с точностью до 50 миллисекунд. Результат: мозговая деятельность в соответствующем участке коры головного мозга возникает до осознанного решения пошевелить рукой, а именно примерно за 350 миллисекунд до спонтанного решения, и за 850 миллисекунд до запланированного движения.

Вывод: Лимбическая система мозга влияет на наше поведение. Неосознанные решения принимаются быстрее, чем осознанные. Другими словами, мы принимаем решения до того, как мы понимаем, что именно мы решили.

 

Мой совет: Слушайте свой внутренний голос и ведите с ним диалог.

 

Ваша интуиция может подсказать вам, какие решения принесут вам пользу. Несмотря на то, что она влияет на ваше поведение, решение все же остается за вами.

 

Эксперимент Аша

Когда: 1951 год

Что произошло: Каждый испытуемый сидел за столом с другими людьми, которые якобы тоже принимали участие в эксперименте. На самом деле, эти люди помогали в его проведении. Каждый из присутствующих должен был оценить, как длина линии соотносится с длиной трех эталонных линий. Задание было настолько простым, что результат должен был быть вполне однозначным.

В половине случаев помощники организаторов эксперимента должны были просто сравнить длину линий. В этой ситуации доля неправильных ответов испытуемых составляла всего 1%. В другой половине случаев помощники должны были намеренно давать неправильные ответы. При этом доля неправильных ответов испытуемых выросла до 37%.

Вывод: Мы стараемся подстроить свои ответы под мнение группы, даже если мы уверены в своей правоте. Чем больше группа, против которой нам нужно выступить, чтобы отстоять свое мнение, тем выше опасность того, что мы поддадимся влиянию этой группы.

 

Мой совет: Выйдите из своей зоны комфорта и позвольте себе иметь собственное мнение.

 

Различные мнения и обсуждения играют важнейшую роль в развитии идей и принятии правильных решений.

 

 

Оригинал статьи на немецком языке вы можете прочитать, перейдя по ссылке.

 

Подпишитесь, чтобы получать похожие статьи каждый понедельник в свой почтовый ящик.

И не забудьте поделиться статьей, если она вам понравилась!