Почему вам нужно сначала делать что-то плохо, чтобы потом делать это хорошо

Почему вам нужно сначала делать что-то плохо, чтобы потом делать это хорошо

АННА ЛОВИНД — писатель, редактор и наставница для женщин, которые стремятся к большему. Она пишет о том, как жить счастливой и сбалансированной творческой жизнью, а ее курс, The Creative Doer, помогает творческим людям всех профессий перестать мечтать и начать, наконец, воплощать свои мечты в жизнь. Анна живет в старом деревянном доме у подножия гор на берегу озера. Здесь она пьет бесчисленное количество чая, ухаживает за своим садом, воспитывает детей и пишет. Вы можете связаться с Анной посетив ее сайт.

 

Разные люди испытывают страх на разных стадиях творческого процесса. Но создание черновика дается тяжело практически всем.

Чем бы вы ни занимались, в вашей работе всегда есть эквивалент черновика. Первая приблизительная версия, нечто среднее между макетом и готовым продуктом. Это лишь каркас, который мало походит на то, что вы представляли себе, когда начинали работу над проектом.

Для писателя черновик — это законченная первая версия манускрипта. В ней есть сюжетная линия, герои, начало и конец. Но помимо этого в ней нет ничего завершенного. Вам стыдно за глупые диалоги и плоский характер главного героя, в повествовании полно непродуманных моментов, а уж конец-то совершенно точно придется переписывать.

Именно в этот момент мои клиенты-писатели звонят мне, чтобы сообщить, что у них ничего не получается, они совершенно не умеют писать, и что результат их работы никому нельзя показывать.

Для большинства творческих людей создание законченного чернового варианта — сама сложная часть процесса. В основном это происходит из-за того, что они не позволяют черновику быть черновиком. Иными словами, они не могут смириться с тем, насколько плохим он получается, поэтому они постоянно прерывают процесс, возвращаются назад, разбирают все на отдельные составляющие, что-то удаляют, редактируют, вместо того, чтобы двигаться вперед.

На этом этапе очень легко застрять, меняя, улучшая и доводя до совершенства то, что не должно быть совершенным.

Это всего лишь черновик, набросок, прототип, бета-версия, разминка. Это необходимый шаг между идеей и готовым результатом. Невозможно перейти непосредственно от концепции к идеальному исполнению. Разрыв слишком велик, вам нужно придумать, как связать между собой два этих этапа. Черновик — это тот самый мост, который вам необходим.

Но для того, чтобы он мог исполнить роль моста, вам, в первую очередь, нужно позволить ему принять некую форму, не прерывая процесс. Вам придется пережить его несовершенство, наблюдая за тем, как все разворачивается и проявляя столько любопытства и терпения, сколько вы можете. Это позволит вам научиться тому, чем вам нужно научиться, для того чтобы превратить черновик в готовое произведение.

Конечно, критику и перфекционисту внутри вас придется нелегко. Они будут впадать в панику при виде этого грубого творения, они будут неустанно судить, стыдить и критиковать вас. Они сделают все, что в их силах, чтобы остановить вас, а что может быть эффективнее, чем заставить вас улучшать черновик, вместо того, чтобы просто творить.

Если позволить им управлять процессом, вы никогда не пройдете этот этап. Или вы все же сможете закончить свой черновик, но каждый раз вы будете тратить на это столько сил, что в конце концов, вы начнете бояться этого этапа. А это грустно, потому что на самом деле, создание черновика — это самое настоящее приключение в рамках творческого процесса.

Черновик — это ваша игровая площадка. Это возможность попробовать что-то новое, повернуть не туда, попробовать еще раз, передумать и создать что-то, не стремясь добиться совершенства. Черновик может быть плохим. Позвольте ему быть несовершенным.

Кто здесь главный?

Чтобы превратить создание черновика из поля боя в площадку для игр и экспериментов, вам нужно осознать, что за разные стадии творческого процесса отвечают разные части вашей личности.

Например, придумыванием чудесных идей занимается одна часть, а просчитыванием финансовых рисков и того, насколько выгодным может быть бизнес на основе этих идей — совершенно другая. Наведением лоска и доведением до совершенства на завершающих стадиях творческого процесса занимается совсем не та часть личности, которая весело пробует разные походы в самом начале.

Вам нужно научиться использовать разные части своей личности для выполнения разных заданий. Например, ваши аналитические способности пригодятся для редактирования текста или для составления маркетингового плана, или для того, чтобы сделать выводы на основе собственного опыта или собранных данных. Но на ранних стадиях создания чего бы то ни было, на стадии черновика, вам нужна интуиция, а не анализ.

Проблема в том, что большинство из нас настолько привыкли во всем полагаться на наш аналитический ум, что нам трудно отодвинуть его на второй план. Возможно, это происходит из-за того, что в западной культуре наш разум ценится превыше всего.

Но этому можно научиться. Вы можете научиться замечать те моменты, когда ваш аналитический ум вторгается на территорию вашего внутреннего ребенка или вашей интуиции. Вы можете научиться вновь устанавливать контакт с самими собой и перегрупировываться. В этом вам поможет медитация или специальные поддерживающие привычки.

Возьмите себе за правило обращать внимание на то, как вы себя чувствуете во время создания черновика. Попытайтесь понять, кто играет роль главного. Вам достаточно пространства для того, чтобы поиграть со своими идеями, исследовать новое и научиться чему-то в процессе? Или вы с трудом прокладываете себе путь, пытаясь получить мгновенные результаты?

Если работа идет тяжело, немедленно остановитесь (нет, не после того, как вы переделаете этот параграф, а прямо сейчас) и вдохните поглубже. Напомните себе, на какой стадии творческого процесса вы находитесь, и для чего она нужна. Дайте себе разрешение сделать что-то, что будет откровенно плохим. Возможно, поначалу вам придется давать себе такое разрешение по несколько раз за день. В этом нет ничего страшного.

Для того чтобы снять с себя это вызывающее ступор давление, помните о том, что этот конкретные проект — это всего лишь одна из глав в длинной книге вашей жизни. Может быть, вам удастся ослабить хватку? Посмотрите на вещи шире. Возможно, вы даже сможете улыбнуться, осознав, насколько серьезно вы воспринимаете всю эту ситуацию.

Добавьте немного непринужденности в свой процесс. Вновь взгляните на свою работу и найдите аспект, который вызывает в вас любопытство. Начните именно с этого. Поймите, каково это, идти вперед, даже если у вас что-то полохо получается, и не переживать по этому поводу. Каково это, когда главное для вас — двигаться вперед, а не добиваться идеального результата.

 

Оригинал статьи на английском языке вы можете прочитать, перейдя по ссылке.

Подпишитесь, чтобы получать похожие статьи каждый понедельник в свой почтовый ящик.

И не забудьте поделиться статьей, если она вам понравилась!